nit_ar1adny (nit_ar1adny) wrote,
nit_ar1adny
nit_ar1adny

Categories:

Дело: Античные боги ( #Кибела )

Теперь самая трудная часть расследования. Будем опознавать женщину с младенцем на картинах. Исходя из дела Ириды, возникает законный вопрос – действительно ли на всех картинах с изображением женщины с ребенком изображена дева Мария? Показания (картина «Благовещение») Яна ван Эйка посеяли серьезные сомнения в том, что мы правильно идентифицируем (узнаем) то что видим на картинах средневековых художников. И мы уже не уверены, дева Мария ли у него изображена или Семела. Благо есть другие художники и другие сюжеты с девой Марией. Согласно мифа о Дионисе, Семела не успела родить, она погибла от громов и молний своего любовника Зевса (Дия), но Зевс (Дий) спас ребенка (Диониса), зашив его себе в бедро и впоследствии родив его. Соответственно и Семелы дальше сюжета о благовещенье быть не может (что и к лучшему, ибо особых примет у нее нет, а у Я.ван Эйка она была опознана через Ириду). Чаще всего женщину с младенцем изображают на картинах названных «Мадонна с ……..». Интересно, почему не называют напрямую - дева Мария, а не мадонна? И кто такая мадонна? В нашем сознании мадонна и есть дева Мария, но так ли это? Мадонна (Madonna, Unsere Frau, My Lady) в переводе значит «моя госпожа». В православной традиции такого эпитета у девы Марии нет. Получается, что под псевдонимом мадонна может скрываться любая женщина. И если персонаж на картине не подписан, то он должен быть узнаваем. Значит надо идентифицировать мадонн по имеющимся особым приметам.

Претендент №1 на звание мадонны - Кибела (она же Рея, она же Кивева, она же Диндимена, она же Идейская мать, она же Великая Мать богов) богиня в греко-римской мифологии - мать богов, в том числе и Зевса (античная богородица). Замужем за богом Кроносом. Дети: Аид, Гера, Гестия, Деметра, Зевс, Посейдон. Особые приметы: Кибела сидит на троне окруженная львами. На голове у нее башенная корона, в одной руке тимпан, в другой сноп колосьев или скипетр. Если вспомнить дело Ириды, то там мы отмечали, что голубь так же является одним из символов Кибелы (Реи).
Согласно греко-римской мифологии Кибела вскормила (или воспитала) Диониса (Вакха, Бахуса) после того, как Зевс (Дий) его родил, т.е. бабушка вскормила внука.
Для наглядности свидетельство Николя Пуссена:

Николя Пуссен Воспитание Вакха.jpg

Николя Пуссен Воспитание Вакха.

Искусствоведы говорят, что на картине изображена Кибела и Вакх в традиции 19ого века.

Далее фотография статуи Кибелы из Копенгагенской глипотеки (если верить википедии).

Кибела.jpg

Кибела.

На фотографии характерной чертой, по которой в статуе можно узнать богиню является башенная корона. Однако я бы отметил не то, что эта корона выполнена в виде башни, а то, что она (корона) непропорционально высокая в более чем половину высоты лица. И столь же высокую корону можно увидеть на картинах Яна ван Эйка.

Ян ван Эйк Мадонна в церкви 1422-1425..jpg

Ян ван Эйк Мадонна в церкви 1422-1425г.

Ян ван Эйк Мадонна канцлера Ролена 1435..jpg

Ян ван Эйк Мадонна канцлера Ролена 1435г.

Ян ван Эйк Мадонна канцлера Ролена 1435. Деталь 1..jpg

Ян ван Эйк Мадонна канцлера Ролена 1435. Деталь 1.

Столь же высокой короной венчает мадонну и Альбрехт Дюрер на своей картине «Праздник четок».

Альбрехт Дюрер Праздник четок 1506.jpg

Альбрехт Дюрер Праздник четок 1506г.

На раме диптиха Мастера 1499 Мадонна и дитя с Портретом аббата Кристиана де Хондта. Левая створка которого практически идентична картине Яна ван Эйка Мадонна в церкви 1422-1425 есть надпись «Salve regina misericordie», что значит – Славься (приветствую тебя) царица милосердия.

Мастер 1499 Мадонна и дитя с Портретом аббата Кристиана де Хондта..jpg

Мастер 1499 Мадонна и дитя с Портретом аббата Кристиана де Хондта.

Это немного измененная первая строчка песни посвященной Марии «Salve regina mater misericordiae», что значит Славься Царица, мать милосердия. Изменения не значительные, однако, милосердие Марии матери Иисуса не столь очевидно, как милосердие Кибелы, вскормившей Диониса сына Семелы. То есть Кибеле, вскормившей чужого ребенка, больше подошел бы эпитет – милосердная.
Одной из особых примет Кибелы является то, что она сидит на троне окруженная львами. И эту примету можно найти на средневековых полотнах.

Робер Кампен (последователь) - Мадонна с Младенцем у камина.jpg

Робер Кампен (последователь) - Мадонна с Младенцем у камина.

Львы на скамейке – троне мадонны.

Робер Кампен (последователь) - Мадонна с Младенцем у камина Деталь 1.jpg

Робер Кампен (последователь) - Мадонна с Младенцем у камина Деталь 1.

И нельзя не отметить наличие возле мадонны с ребенком чаши – атрибута Диониса (Вакха, Бахуса) и Иисуса Христа.

Робер Кампен (последователь) - Мадонна с Младенцем у камина Деталь 2.jpg

Робер Кампен (последователь) - Мадонна с Младенцем у камина Деталь 2.

Ниже тот же Робер Кампен, но уже с полотном «Благовещение».

Робер Кампен Благовещение-1420.jpg

Робер Кампен Благовещение-1420г.
И те же львы.

Робер Кампен Благовещение-1420 Деталь 1.jpg

Робер Кампен Благовещение-1420г Деталь 1.

Или Алтарь Мероде от того же Робера Компена.

Робер Кампен Алтарь Мероде 1427.jpg

Робер Кампен Алтарь Мероде 1427г.

И опять львы.

Робер Кампен Алтарь Мероде 1427 Деталь 1..jpg

Робер Кампен Алтарь Мероде 1427г Деталь 1.

Три картины и одна неизменная деталь. Или Робер Кампен рисовал с натуры какую-то конкретную скамейку, точно передать облик которой было очень важно, или важна именно эта деталь. Я склоняюсь ко второму.
Да и сам факт благовещенья на этом полотне в таком случае вызывает сомнение. Вполне могу допустить, что ангел не картине передает Кибеле (Рее) волю Зевса (Юпитера) вскормить сироту Диониса (Вакха).

Ну и еще показания от Рогира ван дер Ведена и Яна ван Эйка.

Вейден, Рогир ван дер (Роже де ла Патюр) (1400 Турне - 1464 Брюссель) -- Благовещение (центральная панель триптиха), 1430-е, 86х92.jpg

Вейден, Рогир ван дер (Роже де ла Патюр) (1400 Турне - 1464 Брюссель) -- Благовещение (центральная панель триптиха), 1430-е.

Ян ван Эйк Луккская Мадонна 1430..jpg

Ян ван Эйк Луккская Мадонна 1430г.

Опять трон украшенный львами.

И еще деталь. Справа от мадонны нарисован тазик. Какова его смысловая нагрузка? Точно такой же можно увидеть и у Робера Кампена.

Робер Кампен (мастерская) - Мадонна с Младенцем в интерьере.jpg

Робер Кампен (мастерская) - Мадонна с Младенцем в интерьере.

Здесь тазик слева у камина. Смысл тазика можно объяснить наличие в доме маленького ребенка, которого надо купать. Но я бы связал тазик с тимпаном (греческий бубен), который также является атрибутом Кибелы.

Вывод: в 15-16 веках существует и широко известна античная (языческая) традиция. Рисуются картины, которые можно трактовать с двух точек зрения (христианской и языческой). Однако, будет не лишним поискать еще подобные картины, что бы иметь больше оснований для приведенного выше вывода. А значит продолжение следует и еще нас ждут великие «дела».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments