nit_ar1adny (nit_ar1adny) wrote,
nit_ar1adny
nit_ar1adny

Categories:

Дело: Три волхва (Мельхиор & Бальтазар).

Дело: Три волхва (Мельхиор & Бальтазар).


Сегодня, на заседании будет заслушано дело о трех волхвах и в частности о Бальтазаре. Общеизвестно, что три волхва (мага в западной традиции) или царя явились с востока к царю Иудеи Ироду исросить дорогу к родившемуся царю Иудейскому, к которому они шли, ориентируясь на яркую (новую) звезду в небе, которую позже назовут Вифлеемской.

Придя к Марии с Иисусом, они принесли новорожденному в дар золото, смирну и ладан. Волхвов звали Мельхиор, Каспар и Бальтазар (имена им дал, если верить википедии Беда Достопочтенный). Мощи этих царей покоятся в Кельнском соборе.И с первых же строк возникает неопределенность, кто же все-таки они? Волхвы, маги или цари? Можно ли узнать об этих царях-магах, что-либо конкретное?Неопределенность со званием царей-магов решается просто. Если разобраться, то и волхвы, и маги это просто языческие жрецы, т.е. служители языческого культа или церкви. А как же цари? Царь, по мнению западных же экспертов соответствовал герцогу в западной иерархии или князю (ну может великому князю). Объединяем эти два понятия и получаем князя-епископа, вполне себе некогда реальный титул. Почему же тогда этих трех паломников так никто не называет? Потому, что титул князя-епископа сугубо средневековый и кроме, как в Европе нигде отмечен не был. А если уж князья-епископы пришли с востока Европы, то только на ее Европы запад, ну не в Америку же. Версию принадлежности царей к духовной иерархии осторожно подтверждают Коек ван Алст и Ханс Мемлинг.










Coecke van Aelst, Pieter (I) -- Drieluik met de aanbidding der koningen, 1520-1550.






Коек ван Алст изображает Мельхиора в кардинальской шляпе (фасон оригинальный потому легко узнаваемый), только черного а не традиционно красного цвета.












Hans Memling. Triptych The Nativity, The Adoration of the Magi, The Presentation in the Temple. c.1470s






Ханс Мемлинг же на приведенном выше триптихе показывает, что Мельхиор (или Каспар), целующий ногу младенцу Иисусу на центральной панели триптиха и священник, отдающий младенца Иисуса Марии на правой панели триптиха одно и тоже лицо, ну или как минимум одного возраста, с одинаковой прической и в практически одинаковой одежде (см. рисунки ниже).












Hans Memling. The Adoration of the Magi. Detail 1. c.1470s
















Hans Memling. The Adoration of the Magi. Detail 2. c.1470s






В средние века о государственной принадлежности волхвов-царей знали (возможно не все) и не стеснялись об этом писать картины. Показателен в этом смысле Питер Брейгель младший.












Brueghel, Pieter (II) -- De aanbidding der koningen, 1590-1638.






Картина «Поклонение царей (королей)». В самом центре картины караван с подарками Иисусу от этих самых королей. И ослы в караване покрыты попонами с гербом Священной Римской Империи Германской Нации. То есть, если ослы принадлежат каравану с подарками новорожденному Иисусу и покрыты покрывалами с гербом императора Священной Римской Империи Германской Нации, то получается, что караван императорский, и подарки в нем тоже от императора. А князья-епископы – почетные послы, отправленные для вручения этих подарков.












Pieter Brueghel the Younger. Adoration of the Magi. Detail1.






Но и этого мало. Вокруг герба Священной Римской Империи Германской Нации отчетливо видна цепь с орденом «Золотого Руна».












Pieter Brueghel the Younger. Adoration of the Magi. Detail2.






Причем хочу заметить, сколь бы незначительна была деталь, однако автор ее изобразил, и рисовал он ее не во сне и не под гипнозом, а совершенно осознанно и намеренно. Орден этот был утвержден Филиппом Добрым графом Фландрии в 1430г, а первым императором – кавалером ордена был Фридрих III (1415-1493гг.) и Питер Брейгель младший не мог об этом не знать, будучи выходцем из тех мест.


А может художник по ошибке нарисовал орденскую цепь со знаком ордена Золотого Руна вокруг имперского герба? Чтобы развеять сомнения рассмотрим еще одну его картину «Перепись в Вифлееме».












Питер Брейгель Младший – Перепись в Вифлееме






На картине, слева снизу возле здания толпится народ, снизу по центру видим Иосифа с пилой и Марию на осле, двигающихся к этому зданию. На то, что кругом лежит снег, а окружающая действительность явно не антично-семитская, а средневеково-североевропейская уже не замечаем и списываем на некий художественный замысел автора, но Питер Брейгель младший упорно убеждает нас, что время действия – средние века разместив на стене дома, возле которого собралась толпа, вывеску с таким-же, как и на попонах ослов предыдущей картины, имперским гербом в обрамлении орденской цепи и знака ордена Золотого Руна.












Питер Брейгель Младший – Перепись в Вифлееме Деталь 1.






Ну, ладно. Допустим, что автор по наивности считал, что такой герб Священная Римская Империя Германской Нации имеет уже полторы тысячи лет. А т.к. Иудея с Вифлеемом входили в ее состав, то вывеска такая вполне уместна. Но в толпе возле этого здания мы можем разглядеть человека с предметом на котором четко изображен герб Бургундии (куда входила и Фландрия тоже).












Питер Брейгель Младший – Перепись в Вифлееме Деталь 2.






И после этих деталей складывается стойкое убеждение, что художник пытается нам доказать, что место действия не Ближний Восток, а Бургундия в Священной Римской Империи Германской Нации периода позднего средневековья. А сам изображенный процесс больше похож на сбор налогов или податей, чем на перепись населения (видим, что человек в нижнем левом углу отдает деньги, а двое с книгой видимо, делают пометки об уплате, а в верхнем левом углу женщина возвращает птичью клетку мужу, в которой принесла птицу для уплаты налога натуральным продуктом, курами например).


Хотелось бы заметить, что на большинстве картин Мельхиор (и только он ) изображается в стандартном одеянии – красная мантия с горностаевой отделкой. По мнению эксперта в области европейского средневековья Йохана Хейзинга одежда, фасон, ее цвета, материал, меха, имела очень важное значение и показывала окружающим иерархическое положение ее владельца и принадлежность к какому-либо роду, либо вассальную принадлежность.


«В повседневной жизни различия в мехах и цвете одежды, в фасоне шляп, чепцов, колпаков выявляли строгий распорядок сословий и титулов, передавали состояние радости или горя, подчеркивали нежные чувства между друзьями и влюбленными.»


Йохан Хейзинга Осень средневековья.


Теперь рассмотрим гардероб Мельхеора:












Geertgen tot Sint Jans -- De aanbidding der koningen, 1480-1485
















Альбрехт Дюрер Поклонение волхвов
















Ганс Бальдунг (ок1485-1545) - Алтарь трех царей - Поклонение волхвов.
















Ганс Зюсс фон Кульмбах (1476-1522) - Поклонение волхвов
















Дирк Боутс старший The Adoration of the Magi. c.1445
















Питер Брейгель Старший - Поклонение волхвов
















Жак Даре Поклонение волхвов-1433-35.






Из приведенных картин видно, что весьма часто Мельхиора рисовали в красной свободной одежде с белой подкладкой отделанной мехом часто горностаем. Что это мода или униформа? И ответ есть – это форменная (если это слово уместно) одежда кардинала. Свидетельствует Жан Хей он же муленский мастер.












Jean Hey. The Nativity of Cardinal Jean Rolin. 1480
















Жан Хей Portrait of Charles II of Bourbon. «Портрет кардинала Карла II Бурбона». 1476-85






Еще одна интересная деталь – жезл у царя – волхва Мельхиора. Т.е. у некоторых художников Мельхиор изображается с жезлом. Причем только он. У других царей жезла, как правило нет.












Питер Брейгель Старший - Поклонение волхвов






Жезл в центре внизу под черной шапкой.












Йос ван Клеве (последователь) - Поклонение волхвов






Жезл лежит внизу в центре.












Квентин Массейс Поклонение волхвов-1526






Жезл лежит снизу слева.


Возникает вопрос – зачем Мельхиору жезл? Ответ простой – жезл означает право представлять кого-либо. Т.е. посланникам или гонцам давали жезл, т.е. это что-то вроде средневекового мандата. Вообще вся эта история с волхвами уже становится похожа на прибытие уполномоченных делегатов его императорского величества. Т.е. я считаю, что на картинах нарисовано прибытие послов для приветствия новорожденного наследника правителя подчиненной области. То что делегатов (царей-волхвов) было трое говорит как раз в пользу того, что их кто-то более могущественный организовал и отправил, и даже назначил старшего группы – Мельхиора вручив ему жезл и соответствующие полномочия. На картинах это выражено тем, что по возрасту он как правило изображен самым старым и именно он приветствует Иисуса первым, ну и жезл тоже у него.


Далее хочу перейти к Бальтазару. Из всех трех князей-епископов особенно выделяется Бальтазар. А выделяется он прежде всего цветом своей кожи. Бальтазара иногда (чаще всего) изображают чернокожим, т.е. мавром. И что интересно, что в тех случаях, когда Бальтазара изображают негром, ему не всегда присваивают негритянские черты лица. Может просто негров рисовать не умели? Или он все-таки не был негром? Но почему тогда он черный? Считаю это художественным приемом, который впоследствии закрепился как традиция. Очень часто Бальтазар изображается в черно-желтой или черно-белой одежде и с красной шапочкой.












Альбрехт Дюрер Поклонение волхвов






Думаю причина простая. Так художник намекает нам на то, что Бальтазар был епископом Фрайзинга. Смотрим ниже.












Герб епископства Фрайзинг из швейцарского гербовника
















Герб епископства Фрайзинг из германского гербовника
















Герб епископства Фрайзинг из Википедии






Различия есть, но в целом очень похоже. Однако возникает вопрос – откуда мавр на гербе Фрайзингского епископства. И я объяснил бы это тем, что скорее всего этот мавр на гербе  – святой Маврикий. Возможно была какая-то связь между Фрайзингом и святым Маврикием, которого кстати так любили рисовать Альбрехт Дюрер и Ханс Бальдунг.


После прослушивания этого дела хочу заключить, что несмотря на правдоподобность и логичность выводов следствия для вынесения постановления требуется дополнительное слушание с новыми фактами, деталями, мнениями экспертов.

Tags: Бальтазар, Вифлеем, Епископство Фрайзинг, Звезда, Кардинал, Мельхиор, Три волхва, Фландрия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дело: Библейский Иерусалим часть 3.

    Дело: Библейский Иерусалим часть 3. Исходя из того, что библейский Иерусалим и бельгийский Гент – один и тот же город, я решил, в меру сил,…

  • Дело: Библейский Иерусалим часть 2.

    Дело: Библейский Иерусалим часть 2. Гербом города Гента является белый лев в черном поле. А вот такое изображение герба города я нашел в…

  • Дело: Библейский Иерусалим часть 1.

    Дело: Библейский Иерусалим часть 1. То, что библейский Иерусалим и современный ближневосточный Иерусалим разные города для многих уже доказанная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments