nit_ar1adny (nit_ar1adny) wrote,
nit_ar1adny
nit_ar1adny

Category:

Дело: Античные боги (#Ирида).

Живопись – великий ребус. По картинке художника зритель разгадывает ее смысл. Своей картиной автор показывает свое восприятие сюжета, а зритель, для понятия заложенного в полотне смысла должен максимально приблизить свое восприятие к восприятию автора. И здесь дело даже не в том, что художник, как тонкая натура, видит мир как-то по-другому. Каждый человек в меру воспитания и окружающей среды видит мир по-разному. Например, мусульманин глядя на свинину видит запретный плод, а христианин видит пищу. Кто-то глядя на крест видит запрещающий знак, а кто-то священный символ. Глядя на любой предмет человек узнает и вспоминает его. Увидев кот, мы вспоминаем, что уже видели такое животное и тогда нам сказали, что это кот. И так во всем. А как быть с тем, что в живую мы никогда не видели? А как нарисовать то, что в живую не видел никто? А ведь надо нарисовать так, чтобы это еще и узнали. Как например нарисовать ангела, ведь его большинство из нас никогда не видело? Вот здесь уже на первый план выходят традиция и символы. И здесь все оказывается далеко не бесспорно.
Для начала хочу рассмотреть тему благовещенья в творчестве средневековых художников. Тема сия широко известна и детально проиллюстрирована. Основу сюжета составляет явление деве Марии архангела Гавриила (Габриэля) с известием, что она непорочно зачнет и родит ребенка от Бога. И ниже вполне традиционно эту сцену изобразил Ян ван Эйк.

Эйк, Ян ван - Благовещение.jpg

Эйк, Ян ван - Благовещение

И вот здесь хочу внимательнее рассмотреть архангела Гавриила (Габриеля). Как мы поняли, что это архангел? Конечно по крыльям за спиной. И ни у кого не возникает сомнений. Кто же еще это может быть?
Важно знать, что в переводе с греческого слово ангел значит «вестник» или «посланец».

Эйк, Ян ван - Благовещение деталь 1.jpg

Эйк, Ян ван - Благовещение деталь 1.

Глядя на картину мы видим, что перед нами действительно посланец. На картине не написано, что перед нами архангел Гавриил, а это значит, что зритель должен узнать героя. И зритель, больше ориентируясь на известный сюжет, признает в персонажах Гавриила и Марию.
Первое, что настораживает – это крылья. Они радужные. Я всегда думал, что у ангелов крылья белые. Искусствоведы утверждают, что «блеск крыльев отображает сияние Царства небесного». На мой взгляд, несколько натянутый аргумент. Белые крылья могли бы отображать чистоту и святость Царства небесного, но крылья все-таки радужные. И еще лицо. Это не лицо предводителя небесного воинства, ангела который согласно «Википедии» приходит с большим гладким ножом за душами праведников (тоже функции Гавриила). На картине лицо архангела скорее женское. Длинные кудрявые волосы, румяные щеки, чувственные губы, добрые глаза.
Для наглядности, так Ян ван Эйк изобразил архангела Гавриила на Гентском алтаре.

Эйк, Ян ван - Гентский алтарь Небесное воинство деталь 1.jpg

Эйк, Ян ван - Гентский алтарь Небесное воинство деталь 1.

Здесь у архангела Гавриила вполне мужественное лицо воина.
А на картинке ниже (то же Гентский алтарь поющие ангелы) этот же посланец, что и на полотне «Благовещенье» уже без крыльев, но в той же одежде и с той же застежкой.

Эйк, Ян ван - Гентский алтарь Поющие ангелы деталь 1.jpg

Эйк, Ян ван - Гентский алтарь Поющие ангелы деталь 1.

Даже если предположить, что замеченное сходство вызвано тем, что для написания обеих картин использовался один натурщик или одна натурщица, не мог такой мастер как Ян ван Эйк рисовать столь разные персонажи с одного человека. Так кто же тот ангел с картины Благовещенье?

На мой взгляд, это греческая богиня Ирида.
Вот, что сообщает о ней энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Ирида (Ίρις) — первоначально олицетворение и богиня радуги, дочь Тавманта и Електры, сестра Гарпий. Главная роль Ириды — быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и даже в преисподнюю. Как богиня радуги, являющейся после дождя в туче или в брызгах воды, Ирида стояла близко к морским божествам. У поэтов она является иногда в качестве прислужницы Геры и исполнительницы ее поручений, подобно тому, как Гермес играет такую же роль при Зевсе. Изображается Ирида чаще всего летящей, с распростертыми большими крыльями, с кадуцеем или чашей в руке.
Вот так Ириду рисовали греки:

Ирида 2.jpg

А теперь снова смотрим на благовещающего «архангела Гавриила» и видим: крылья есть, радуга на крыльях есть, кадуцей (жезл) в руках есть и лицо явно женское. Другими словами, если объект имеет крылья как у Ириды, имеет кадуцей как у Ириды, выглядит как Ирида, рядом есть радуга – символ Ириды, то этот объект – греческая богиня Ирида.

Есть и еще один, правда несколько спорный, аргумент. У ног Марии художник изобразил белые лилии. Традиционно белые лилии считаются символом чистоты девы Марии. Но в средние века лилии путали с ирисами. До сих пор специалисты по геральдике не могут прийти к единому мнению, что за цветок в гербе Франции и Флоренции – лилия или ирис?

А ирис, что понятно из названия – цветок Ириды.
А как же быть с крестом в венце Гавриила-Ириды? Это что за символ?

Эйк, Ян ван - Благовещение деталь 2.jpg

Эйк, Ян ван - Благовещение деталь 2.

Во-первых, крест необязательно христианский символ (100% христианский символ – это распятие). Во-вторых, обратим внимание на форму креста.

crosslet.jpg

Крест кросслет

Этот крест называется кросслет или тевтонский крест. Толкования его названия я нигде не нашел (почему кросслет или тевтонский не ясно). Его символизм объясняется так, крест состоит из четырех крестов и символизирует четыре евангелие. Однако я вижу, что этот крест состоит из пяти греческих равнолучевых крестов(один большой центральный и четыре маленьких на каждом луче) и это значит, что кто-то чего-то не договаривает или приведенное выше толкование не правильное. Я предлагаю другое его толкование. И для начала назвал бы эту фигуру не крестом, а перекрестиями или перекрестками, а в древнегреческой мифологии существовало понятие - «перекрестки судьбы». Вероятно, что этот кросслет изначально является символом именно этих перекрестков. И Гермес (он же Меркурий) заведовал ими на самом высоком уровне.
И теперь мы уже в благовещающем ангеле мы уверенно узнаем Ириду – греческую богиню радуги и вестницу Геры, если конечно отстранимся от сюжета. А почему собственно мы считаем, что правильно понимаем сюжет этой картины. Мы лишь повторяем мнение искусствоведов потому, что у нас нет другого мнения. Но это же не значит, что навязанное нам искусствоведами мнение правильное.
А как же голубь над головой девы? Это же символическое изображение сошествия святого духа.
Оказывается, что голубь не только символ святого духа. Голубь имеет много символических значений помимо широко известного Святого Духа. Электронная энциклопедия символов symbolarium говорит, что голубь так же символизирует:
1. Мир покой – с оливковой ветвью.
2. Мягкость характера, доброта, кротость, нежность.
3. Невинность, непорочность, чистота (божественная).
4. Набожность, надежда, безмятежность, уверенность.
5. Открытость, простота, глупость, болтливость.
6. Дух (жизни, света), душа (в том числе умершего).
7. Устремления, вдохновение, богодуховность.
8. Воскрешение, возрождение, обновление жизни, вечная жизнь – с оливковой ветвью, у источника или чаши.
9. Любовь, постоянство в любви, семейное счастье – пара, целующиеся.
10. Любовные утехи, сладострастие, ревность, роскошь.
11. Женственность, материнство.
12. Истина, мудрость, раздумья, вдохновенная мысль.
13. Послание (божественное), почта, связь, новости (благие, хорошие), Благая весть.
14. Грусть, печаль, меланхолия.
15. Вдовство – черный.
Кроме того в античности голубь был посвящен:
• Зевсу – был вскормлен голубями.
• Великой Матери Богов – Кибеле.
• Гере.
• Деметре.
• Афине – с оливковой ветвью, как символ обновления жизни.
• Венере Милетской - со звездой.
• Адонису – как первенец любви.
• Дионису (Бахусу) – как первенец любви.
• Эросу (Купидону)
Вполне допускаю, что в нашем случае голубь имеет несколько значений, однако я бы остановился на символе материнства и известия от Геры (о чем свидетельствует и присутствие Ириды – вестницы Геры).
Рассматривая все вышеизложенное, следствие установило, что Ян ван Эйк изобразил на своей картине «Благовещение» два сюжета. Первый – традиционный христианский, архангел Гавриил принес деве Марии весть о том, что она зачнет и родит от Бога. И второй сюжет античный языческий, Ирида – посыльная Геры убеждает Семелу (Семела – дочь царя Кадма, о принадлежности к царскому роду говорит горностаевая отделка ее платья) просить ее любовника Зевса (Дия) явится ей во всем его божественном обличии, как он является своей жене Гере. От чего Семела и погибнет.
Даже изображенный на картине диалог не дает однозначной трактовки сюжета:
Ирида – Гавриил (Габриель): «Ave gratia plena», что значит «Возрадуйся благодатная».
Дева – «Ecce ancilla domini», что значит «Сие слуга божия».
Диалог не содержит имен и не имеет ясного смысла, который бы однозначно давал понять, что за герои изображены на картине. Мария – Семела или выражает покорность или возражает словами. Возможно у фразы произнесенной Марией – Симелой может быть и другой смысл, ибо он-лайн переводчик дает слову «Ecce» второе значение «посмотри». Этот ребус требует экспертизы.
Из проведенного анализа показаний свидетеля Яна ван Эйка делаю, заключение – весьма вероятно, что в 15-16 веках в Европе совместно сосуществовали христианская и языческая религии. Причем сосуществовали открыто и пользовались одними и теми же храмами ( Дело: Готические храмы ). Рисуя картину с античным сюжетом, художник показывает, что сюжет популярен, востребован и будет понят зрителем. Однако, считаю доказательную базу недостаточной и отправляю дело на дополнительное расследование. То есть продолжение следует (Нас ждут великие «дела»).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment